caps_lo (caps_lo) wrote in religiovedenie,
caps_lo
caps_lo
religiovedenie

Category:

Современная рукописная книга..

Здравствуйте.
Для тех, кто интересуется староверием - делаем "приватную" выставку.
Желающие принять участие - вэлкам!
Небольшой анонс.
Современный антиниконианский староверческий рисунок: предварительные результы частной экспедиции в Поважье, на р. Вагу, приток Сев. Двины.
Старообрядческая рукописная книга достаточно часто вызывала пристальный интерес коллекционеров и ученых. Впрочем, повышенный интерес также приводил к всякого рода недоразумениям. (Здесь уместно вспомнить, что лицевые рукописи, созданные в Москве кон. XIX-нач. XX вв., предназначались исключительно для коллекционеров русской старины. Примером такой стилизации "под древлеправославие" может служить "Житие Зосимы и Савватия Соловецких").
Михаил Олегович Шахов, автор книги "Философские аспекты староверия", отмечает иные специфические проблемы "академической" традиции изучения староверия.
В частности, длинная история антистарообрядческой пропаганды в России накладывает на научные публикации, статьи отпечаток до сего дня.
Легко заметить тенденцию ученых (особенно историков и филологов) к освещению староверия как застывшего прошлого.
Зачастую интересы исследователей ограничиваются собирательством разного рода коллекций или этнографическими экспедициями в староверческие поселения с фиксацией на фото- видеоаппаратуру наиболее выпуклых элементов деревенского быта.
Так, староверие превращается в своего рода "экзотику для ученых", полигон для
апробирования студенческих идей.
Кроме вышеназванных особенностей научного понимания старообрядчества, на авторов публикаций явно воздействуют доктринальные споры между староверами, острота которых очевидна любому специалисту и, например, читателю староверческих форумов, участнику полемик между различными "ветвями". Поэтому к современному исследователю предъявляются особые требования - хорошее знание богословских нюансов древлеправославия, умение разбираться в "уставных" взаимоотношениях.
В любопытнейшей работе С. А. Белобородова "Старообрядческая рукописная книга"
вполне справедливо указывается: "Если старообрядческая книжно-рукописная традиция XIX-начала XX вв. хотя и не часто, но все же становилась предметом исследований, то старообрядческая книга советского времени все еще является "белым пятном". Лишь в самое последнее время появилось несколько работ Н. Н. Покровского, Н. Д. Зольниковой и Е. А. Агеевой, поднявших вопрос о необходимости ее изучения."
Современные нам полемические, философские работы староверов имеют свои особенности и в силу общественно-политической атмосферы России.
Безусловно, староверы не исключены из жизни: еще в начале девяностых я был свидетелем доктринальных споров между староверами и о. Георгием (Кочетковым).
К староверию проявляют пристальный интерес политики, общественники, религиозные деятели иных конфессий. Этот интерес вполне традиционный и взаимный: например, первой типографией, где выпускались староверческие книги, была типография православного братства Богоявления в Могилеве-на-Днепре.
Как сообщает И.В. Починская в работе "Старообрядческое книгопечатание",
сотрудничество со староверами типографии в Могилеве стало возможным в сложных условиях политики польско-литовского государства.
Также не оставляют без внимания староверческое наследие художники и писатели.
Совсем недавно протоиерей Владислав Провоторов выставлял свою коллекцию
староверческих "листов". Он приобрёл её в начале 1980-х, во время известной выставки на Малой Грузинской. В те годы Провоторов входил в группу «Двадцати московских художников».
К слову сказать, в России книжная староверческая миниатюра неплохо изучена.
Здесь известны работы В. И. Байдина ( см., например, миниатюра "Сластолюбцы в аду" в книге "Традиции и быт старообрядцев"); О. А. Белобровой "Северодвинские лицевые рукописные сборники XVIII — XIX вв"; В. П. Будорагина и Г.В. Маркелова "Орнаментика крестьянской рукописной книги" и т.д. и т.п.
Известна другая проблема - принципиальная закрытость от "внешнего" мира
глубоко верующих людей. Исследования И. Поздеевой или Н. Д. Зольниковой
(см. Зольникова Н.Д. “Свои” и “чужие” по нормативным актам сибирских староверов–часовенных// Гуманитарные науки в Сибири. Сер.: Отечеств. история. Новосибирск, 1998.) показывают, как важно для ученого понимание особенностей зачастую вынужденного религиозного изоляционизма.

Немного о планах. Нашу миниэкспедицию организовала фотограф
Елена Река из с. Якшур-Бодья в Удмуртии.
Елена согласилась включить в план фоторабот интересующие лично меня подробности изготовления рукописных книг.
Процесс создания рукописной книги сложен. Например, в рамках Международного фестиваля древлеправославной культуры «Пейпус» проводились лекции, мастер-классы историком и археографом Е. Агеевой и реставратором, каллиграфом Ф. Травиным. Уже из небольшого сообщения докладчиков понятно, насколько трудоемким может быть даже написание единственной книги на 20-30 страниц. Книги также украшаются тиснением, накладками, замочками.
Поэтому от переписчика требуется владение многими профессиями и ремеслами:
литье бумаги, кузнечные навыки, изготовление деревянных переплетов и т.д.
Мы планируем организовать частную экспозицию работ Елены в ближайшее время.
Приглашаем всех желающих принять участие в организации, обсуждении будущей выставки.

PS. Лена сейчас в Поважье, поэтому фотографии прислала через мобильный Интернет. Увы, качество фотографий слабенькое, но там нет высокоскоростных сетей.
Я ее попросил для иллюстрации "анонса" сфотографировать сегодня на сотовый телефон некоторые страницы книг.













Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment